Идея о курортном сборе с туристов, давно витающая в воздухе, из стадии предположительной перешла в стадию законодательную.
Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ внести в российское законодательство изменения, предусматривающие введение курортного сбора, доходы от которого пойдут на развитие санаторно-курортного комплекса страны. В документе, опубликованном на официальном сайте Кремля, говорится, что поручение должно быть выполнено до 1 мая 2017 года.
Итак, весной мы узнаем, как будем поддерживать российский туризм деньгами из собственного кошелька. Но уже сейчас вокруг этой тему идут бурные дебаты. Инициаторы идеи заверяют: собранные средства пойдут на поддержку курортов, развитие инфраструктуры и обеспечение сервиса, что будет способствовать росту внутреннего турпотока.
Улучшение ситуации на российских курортах, цель, безусловно, благая. Но вопрос о взимании сбора нуждается в серьезной проработке. Такой точки зрения придерживаются, в частности, эксперты туристического бизнеса, опасаясь, что для организованного туризма эта мера может сыграть в «минус».
И в самом деле, как-то сомнительно выглядит посыл, что, если туристы хотят отдыхать комфортно, пусть сами за это и заплатят. Так-то оно так. Но мы-то знаем, что порой человек приезжает на курорт, а условия для отдыха, мягко говоря, не подходящие. Получается, деньги с него возьмут авансом, пообещав в будущем создать подобающую инфраструктуру. Согласитесь, логичней было бы сначала создать условия для повышенной комфортности, а потом уже взимать с плату с отдыхающих. Тогда станет понятно, за что с людей берут деньги. Кстати, в Сочи однажды уже пытались ввести курортный сбор, но безрезультатно, а куда подевались собранные средства — неизвестно. Вот это и настораживает.
И это не единственная причина, по которой идея о курортном сборе может быть негативно воспринята обществом. Известно ведь, что подобные инициативы в нашей стране уже имели место, но провалились. Так, в 1991 году в России был принят закон, согласно которому граждане, отдыхающие без путевок (за исключением пенсионеров, инвалидов и детей), облагались сбором в размере до пяти процентов от МРОТ. Но вскоре документ утратил силу, так как никакие сборы «не успевали» за инфляцией. Да и проконтролировать выполнение закона в лихие и смутные 90-е практически было невозможно.
Время изменилось, но проблемы остались. Как, к примеру, учитывать и взимать курортный сбор с постояльцев частного сектора, мини-отелей, гостевых домов, которые и сами-то как правило не платят налоги. А как проверить, приехал человек на отдых или в гости к родственникам, в поисках работы или поступать в учебное заведение? Кто, наконец, станет взимать туристический сбор и контролировать этот процесс? Вопросы, вопросы, вопросы, на которые пока нет ответа.
Сегодня ясно только одно: туристическую инфраструктуру надо поддерживать и развивать, а средств на это в бюджетах разного уровня не хватает.
Однако непонятно, почему пополнять казну надо только за счет туристов? Они и так платят немало. Даже «бюджетный» семейный отдых на Черноморском побережье Кавказа или в Крыму обходится весьма недешево: цены на транспортные услуги, жилье в отелях, на продукты питания и развлечения, скажем прямо, «кусаются». Несмотря на то, что в этом году курорты России посетило на 15% больше наших граждан, чем в прошлом, многие жалуются на дороговизну. По данным Ассоциации туроператоров России, сильнее всего подорожало проживание в отелях Геленджика — на 40%, в Сочи — на 28%, в Анапе — на 27% при средней цене пакетного тура внутри страны в 47 тыс. рублей.
Закономерно возникает вопрос: может, деньги на развитие инфраструктуры взять не только из кошельков отдыхающих, а поискать их и в других местах? Например, дополнительным источником пополнения казны могли бы стать налоги, которые уплачивают коммерсанты, зарабатывающие на туристах. Да, для этого придется более жестко контролировать гостиничный и ресторанный бизнес, бизнес в сфере развлечений, значительный сегмент которых лежит вообще в теневом секторе. Но дело того стоит.
Один из наиболее острых и неоднозначных вопросов — в каком размере будет взиматься плата. Единого мнения на этот счет нет. Например, министр финансов Антон Силуанов предложил ограничиться 50−100 рублями, дескать, сумма эта небольшая, но в совокупности, если собирать ее со всех отдыхающих в течение года, получатся очень неплохие деньги. А вот министр курортов и туризма Крыма Сергей Стрельбицкий считает, что налог должен быть единовременным и не превышать 300 рублей. На Ставрополье же вообще подняли планку до 100 рублей за день проживания.
Свою позицию в этом вопросе обозначили и эксперты-туроператоры. Так, директор по продажам «НТК Интурист» Сергей Толчин считает, что размер платежа не должен быть усредненным. Одно дело экскурсионный город, куда туристы приезжают на два-три дня, другое — пляжный и медицинский. Поэтому сумма сбора должна устанавливаться с учетом специфики региона, а также финансовой состоятельности профиля туристического потока. В противном случае, подчеркивает эксперт, может получиться так, что формально деньги уходят на поддержание туризма в регионе, а фактически необоснованная сумма отталкивает от него потенциальных гостей. В конечном счете турист, как говорится, проголосует рублем в пользу других курортов.
Словом, у каждого свой интерес. Но, как бы то ни было, любая, даже копеечная сумма должна быть четко аргументирована, считает губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. Иначе людям будет непонятно, кому и за что они платят и почему именно такие деньги. Как подчеркнул президент Владимир Путин на сентябрьском заседании Госсовета в Керчи, «сбор должен быть необременителен для отдыхающих и идти строго на развитие санаторно-курортной инфраструктуры».
А нам остается добавить, что пилотный проект будет реализован в четырех регионах — Алтайском крае, Краснодарском крае, Крыму и в Кавказских Минеральных Водах (Ставрополье). Станет ли отдых на популярных российских курортах более комфортным и привлекательным, послужит ли налоговый сбор притоку внутреннего туризма или приведет к подорожанию отдыха — покажет время.