К сведению членов садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений

К сведению членов садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединенийАдминистрация муниципального образования город-курорт Геленджик информирует.

Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Вместе с тем, ввиду отсутствия в большинстве садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан проектов организации и застройки территории, земельные участки в таких товариществах формируются без соблюдения установленных строительных норм и правил.

Очевидно, что при подобном оформлении земельных участков, зачастую, в собственность граждан переходят земельные участки, которые в соответствии с существующими нормативами должны быть отведены, в частности, под дороги общего пользования, площадки для средств пожаротушения.

В результате такого предоставления садовых земельных участков на территориях данных товариществ нарушаются требования противопожарного законодательства: ширина проездов не соответствует противопожарным требованиям, отсутствуют защитные противопожарные минерализованные полосы, источники наружного противопожарного водоснабжения, места для размещения резервуаров с водой, необходимой в случае возникновения пожара, а также допускаются иные нарушения, в том числе связанные с предоставлением земельных участков, не принадлежащих садоводческому товариществу.

Основой для разработки проекта организации и застройки садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан служат базовые нормативы организации и застройки территории таких объединений, установленные федеральными органами исполнительной власти и необходимые для соблюдения природоохранного, земельного законодательства, законодательства о градостроительстве, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности.

Проектирование застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений осуществляется в настоящее время в соответствии со Строительными нормами и правилами (СНиПами) 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», утвержденными и введенными в действие постановлением Госстроя России от 10 сентября 1997 года №18-51, и Сводом правил СП 11-106-97 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектно-планировочной документации на застройку территорий садоводческих (дачных) объединений граждан», утвержденным приказом НИИЭП Граждансельстроя от 20 августа 1997 года №1Т.

В соответствии с пунктами 5.7, 5.8 СНиПов 30-02-97 «Планировка и застройка территории садоводческих (данных) объединений граждан, здания и сооружения», на территории садоводческого (дачного) объединения:

Ширина улиц и проездов в красных линиях должна быть:

  • для улиц — не менее 15 м; 
  • для проездов — не менее 9 м.

Минимальный радиус закругления края проезжей части — 6,0 м.

Ширина проезжей части улиц и проездов принимается:

  • для улиц — не менее 7,0 м;
  • для проездов — не менее 3,5 м.

На проездах следует предусматривать разъездные площадки длиной не менее 15 м и шириной не менее 7 м, включая ширину проезжей части. Расстояние между разъездными площадками, а также между разъездными площадками и перекрестками должно быть не более 200 м.

СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», утвержденный приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2010 года и введенный в действие 20 мая 2011года, является актуализированной редакцией СНиПов 30-02-97* и подлежат применению в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Пункт 5.9 данного СП определяет, что для обеспечения пожаротушения, при отсутствии централизованного водоснабжения, на территории общего пользования садоводческого, дачного объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью м3, при числе участков: до 300 — не менее 25, более 300 — не менее 60 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей).

На практике несоблюдение данных требований и, как следствие, отсутствие на территории вышеназванных объединений граждан необходимых противопожарных средств приводит к тому, что при проведении уполномоченными органами проверок соответствующее объединение граждан остается бессильным, поскольку у него отсутствуют свободные земли, которые могли быть использованы для названных целей.

Так, решениями Геленджикского городского суда от 12 ноября 2010 года были удовлетворены пять исковых заявлений Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора к садовым некоммерческим товариществам, расположенным на территории муниципального образования город-курорт Геленджик, о понуждении к соблюдению законодательства о пожарной безопасности.

При этом представители соответствующих объединений граждан поясняли, что соблюсти необходимые противопожарные требования садоводческие некоммерческие товарищества не могут ввиду отсутствия свободных земель.

Во избежание подобных ситуаций при распределении земельных участков конкретное объединение граждан должно предусмотреть в границах отведенного такому объединению земельного участка соответствующие земли, с целью соблюдения природоохранного, земельного законодательства, законодательства о градостроительстве, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности.