Крым: украинских туристов мы уже потеряли, российских – еще не приобрели

Крым: украинских туристов мы уже потеряли, российских – еще не приобрелиОщущение исторического момента, радость и тревога, надежда на российских туристов – с такими чувствами приехали на MITT-2014 участники крымского стенда.

Большинство из них участвуют в выставке далеко не первый раз и уже имели возможность оценить ее эффективность. Тем не менее, эта – особенная и в эмоциональном, и рабочем плане.

По словам директора феодосийской компании «Крым Каскад» Анны Киевской, операторы, приехавшие в Москву на выставке, получили множество положительных впечатлений:

- Мы видим большую готовность россиян сотрудничать с нами. Интересуются отдыхом в Крыму и частные клиенты. За первые два-три часа работы у нас разошлось вдвое больше каталогов, чем в прежние годы.

Большой интерес со стороны агентств отметила также директор компании «Арабески» Светлана Хонова.

- Подходили турагенты из Москвы, Санкт-Петербурга, Брянска, Орла, Калуги, Иваново, Вологодской области. Мы брали визитки, договаривались, но договоры не заключали, так как все еще в процессе перевода на российские «рельсы» и счетов у нас нет, – пояснила она.

По словам гендиректора компании «Ника-Тур» Людмилы Фоменко, в Крыму традиционно раньше всего загружается восточное побережье – Феодосия, Коктебель, Судак, Новый Свет, Приморский, Береговое. Это самое бюджетное направление, куда отправляются автобусные туры, студенты, молодежь.

- К этим курортам и сейчас есть интерес, в том числе многие спрашивают про майские каникулы. Но вот оплат нет. А цены хорошие – от 515 рублей с завтраком в отеле 2-3*.

Г-жа Фоменко уверена, что Крым готов к сезону:

- У нас все спокойно, все программы готовы. Сезон-2014 в Феодосии начнется традиционно Рыбным фестивалем 1 мая, а закончится – Винным фестивалем. Оба они обычно собирали много туристов.

Компания «Приарт-Юг» (Ялта) также раздала на MITT больше визиток и прайс-листов, чем в прошлом году. Не жалуются на интерес потенциальных туристов и в компании «Ласпи». По словам менеджера Анны Демидовой, даже в период политического напряжения и еще не состоявшегося присоединения Крыма к России в компании были туристы, которые ехали на отдых или лечение. Есть предварительные заявки на апрель-май.

- Желающие есть изо всех регионов России. Санатории средней ценовой категории дают сейчас хорошие скидки – до 30%. Сезон мог бы получиться очень неплохим. Но теперь об этом можно только мечтать, – заметила она.

Как полагает собеседница, чем дольше оттягивается решение с перевозкой, тем больше туристов теряет Крым:

- Главное, что сейчас всех беспокоит, – транспортная безопасность. По железной дороге небезопасно, а самолетом дорого. Остается паромная переправа через Керченский пролив. Не очень удобно, но любителей Крыма, думаю, это не остановит, как не останавливал раньше таможенный досмотр.

По словам Анны Демидовой, плюсы нынешнего крымского сезона – это хорошие цены, интерес к региону. Минусы, помимо вопросов безопасности, – юридические нововведения, которые все равно потребуют времени и сил. Минусы пока перевешивают.

С ней согласна Людмила Фоменко:

- Украина отказалась от всех своих квот. Этих туристов мы уже потеряли, а российских – еще не приобрели. В верхах что-то решается, но на деле пока тишина. Новых бронирований нет.

В компании «Алан» также полагают, что сезон, скорее всего, потерян, потому что люди испуганы, не уверены в безопасности отдыха.

- Старые заказы аннулируются, новых нет. На выставке мы получили, скорее, моральную поддержку, чем реальные заявки. Нам хочется надеяться на лучшее, но приходится быть реалистами, – поделились с RATA-news менеджеры.

Анна Киевская полагает, что поток из России снизится, но не исчезнет. Произошедшие события подстегнут интерес россиян. Но в целом, местным операторам придется активнее внедряться на российский рынок.

- До сих пор у нас на Россию приходилась половина объемов, на Белоруссию и Украину – по 25%. Мы – не конкуренты крупным российским компаниям, вроде «Алеана» или «Дельфина», у них свои клиенты. Но у нас есть ниша, в которой можно работать. Это – индивидуальные туристы, маленькие агентства в разных регионах России, с которыми мы сохраняем отношения в течение многих лет, – пояснила Анна Киевская.

Напрямую планирует выходить на агентства и различные ведомства оператор «Арабески», предлагая им программы по Восточному и Южному берегу полуострова.

По словам директора компании «Мультитур» Алексея Высоканова, крымские операторы оказались сейчас в сложной ситуации:

- Они потеряли украинский рынок, на долю которого у большинства из них приходилась половина или даже больше всего объема. Нет предоплат за туры – соответственно, нет денег. Пока не поступят бюджетные средства или деньги от новых бронирований, им надо платить зарплату сотрудникам, на что-то жить. Плюс к этому теперь им надо встроиться в российский туристический рынок, который, в общем-то, уже сформировался.

Г-н Высоканов также полагает, что на крымском направлении вряд ли что-то принципиально изменится, пока не будет решен вопрос с транспортом.

- Дорога тормозит. Как только появился указ о присоединении Крыма, у нас был заметный всплеск новых бронирований, а сейчас опять – в лучшем случае, по одному в день. Надо быстрее решать с железной дорогой или перелетом, иначе реально потеряем сезон, – заметил он.

Напомним, на встрече российской делегации в составе представителей Министерства культуры, региональных администраций и Российского союза туриндустрии с руководством Крыма в ходе туристического форума в Симферополе шла речь об организации доступных чартерных рейсов из российских регионов. 

Есть сведения, что Россия и Украина пытаются сейчас договориться о безопасной железнодорожной доставке без визовых формальностей. Однако официальной информации ни об авиационном, ни о железнодорожном сообщении с курортами Крыма пока нет.

По данным Федеральной пассажирской компании, в прошлом году из разных городов России отправлялось в Крым (Симферополь, Евпатория, Феодосия) до 70 поездов по 400-500 человек в каждом. То есть каждый день в Крым прибывало 30-35 тысяч пассажиров. Авиаперелеты в Симферополь чаще всего выполняются на бортах емкостью 150 мест. Таким образом, чтобы перевезти в Крым весь «железнодорожный» турпоток из России, необходимо ежедневно выполнять 200 авиарейсов или хотя бы 100 – из 20-30 городов. Что малореально.

Генеральный директор компании «Астравел» Валерий Лощиц полагает, что, в любом случае, в этом году не стоит ждать от Крыма прежних результатов.

- Здесь работает системный фактор – неясно, что с банками, деньгами, водой, газом. Отсутствие стабильности помешает поехать в Крым основной категории отдыхающих – семьям с детьми. Поедут экстремалы, любители впечатлений, а также по путевкам соцстраха. Даже если в Крыму не будет роста напряженности, людям нужно время, чтобы это осознать. Пары месяцев для этого точно мало, – полагает собеседник.

Поток в Крым, по его словам, в этом году может не превысить 30% от прежних объемов. При этом падение среднего чека будет еще ощутимее.

По Крыму будет большой минус, и для монооператоров направления сезон может обернуться катастрофой, полагает Валерий Лощиц. Те, кто наряду с Крымом продает Абхазию и Краснодарский край, ничего не потеряют. Уже сейчас видно перераспределение потоков. Хороший спрос на Сочи, Геленджик, тем более что цены там хорошие и стабильные.

Тенденции